Объединение независимых
участников топливного рынка

Вступить в Партнёрство Презентация Партнёрства

Власти планируют прекратить возвращать трейдерам НДС при экспорте топлива. Как пишут «Ведомости», такую меру обсуждают в правительстве. Она коснется тех компаний, у которых нет собственной нефтепереработки. В кабмине считают, что сейчас у спекулянтов есть стимул купить топливо внутри страны и выгодно перепродать на внешнем рынке, что провоцирует в России дефицит бензина и рост цен.

Впрочем, обычно экспорт топлива и так невыгоден независимым трейдерам. Об этом «Ъ FM» рассказал гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз: «В значительной степени это не повлияет на топливное обеспечение конечных потребителей на территории страны. На самом деле подавляющее количество трейдеров не занимаются экспортом, практически все объемы поставляются производителями. Дело в том, что помимо налоговой нагрузки в виде НДС есть еще акцизы, которые при экспорте не возвращаются тем, кто не является производителем, и уже этот момент перечеркивает всю экономическую составляющую этих операций. В ситуации, когда цены внешнего рынка сильно отличается от внутреннего и разница превышает уровень акциза, мера будет работать, а это что-то из ряда вон выходящее. Разумеется, есть ряд участников рынка, которые занимаются экспортом, и это достаточно больно ударит по ним, потому что сделает экспорт просто невозможным — вывозить товар из страны станет экономически невыгодно».

Тогда зачем дополнительно ужесточать условия для экспортеров? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что таким образом крупные нефтяные компании борются с конкурентами, а государство делает еще один шаг к полному регулированию топливного рынка. «Эту историю лоббируют, в том числе и сами крупные рынки, для них это лишние конкуренты. Мы много лет развивали биржевую торговлю и, получается, буквально за полгода сворачиваем всю либеральную модель рынка. По идее биржевая торговля предполагает наличие трейдеров, которые участвуют в торгах, устанавливают равновесную цену. Сейчас, получается, что всю рыночную торговлю сводят до некой фикции, то есть сейчас выстраивается довольно примитивная модель рынка. Правительство считает, что сможет этим всем управлять, но, скорее всего, все негативные истории, которые были и в советское время при попытках все регулировать, — это и дефицит, и ухудшение качества топлива — могут вернуться. В правительстве убеждены, что нефтепродукты дорожают из-за дефицита, хотя это зачастую не так. У нас все-таки возросла себестоимость нефти, вырос НДПИ, опять же ввели акцизы, то есть здесь куча факторов. А с более дорогой нефти должны получаться более дорогие нефтепродукты, что логично, а они пытаются затолкать всех на внутренний рынок.

Чем больше денег возвращается из бюджета нефтяникам, тем больше они смогут сдерживать рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Тогда возникает вопрос: зачем нужно было проводить налоговый маневр, если вы берете с нефтяников больше, но при этом им же начинаете больше и отдавать».

Как пишут «Ведомости», в правительстве обсуждают и другие меры по стабилизации топливного рынка. Например, введение лицензий на экспорт нефтепродуктов и новую методику расчета компенсаций нефтяникам за поставки на внутренний рынок.

Источник: Коммерсантъ